Почему учителя перегорают?

Выгорание на работе,
причины и последствия
На фото выше мне 24 года. Кажется, что это было совсем давно.
И, может, смешно звучит, но я думаю, что мой профессиональный расцвет в качестве преподавателя был именно там, с 23 до 26 (надеюсь, ошибаюсь). Пусть сейчас я намного больше знаю, работаю профессиональнее, но тогда во мне было огромное желание познать каждого человека, изнутри, вдоль и поперек, и помочь ему...

Сейчас этого желания нет.

1,5 года назад я вообще никогда больше не хотела преподавать, ни в каком виде. Перегорела. Совсем. Эту стадию называют 4 и говорят, что после нее - выжженное поле, человек уже никогда не возвращается в профессию.

Когда это случилось со мной, не внезапно, я попыталась отстраниться от ситуации и начать анализировать, чтобы помочь самой себе справиться.
Декабрь 2016 года
А ведь я никогда всерьёз не хотела быть никем другим, кроме преподавателя, и вдруг (не вдруг) начала ненавидеть 50% людей (громко сказано, но я не хотела, чтобы ко мне кто-то приближался: пусть будут, но не рядом).
Артикулировала это вслух и не верила своим ушам. Сил на любовь, дружбу, улыбку или помощь кому-то не было. Новых людей воспринимала как потенциальных врагов, которым от меня что-то надо.

Я часто задавала себе вопрос, кто виноват, что я так себя чувствую. Все эти 18 месяцев я задавала себе много других вопросов: как случилось так, что то, что доставляло мне столько удовольствия, сейчас настолько ненавистно. Почему я стала настолько прямолинейна (и была не цветочек), груба и внешне неэмпатична? Почему со мной стало трудно общаться (почему я перестала хотеть общаться)?

Я смогла себе ответить на эти вопросы только на этой неделе. После стольких месяцев размышлений, долгого анализа и работы над собой. Я нашла ответ и, мне кажется, что им стоит поделиться, во-первых, с теми, кто рискует повторить мои ошибки, а, во-вторых, с теми, кто находится в похожей ситуации. Потому что, осознав причины, я увидела свет в конце туннеля, как бы смешно это ни звучало.
Виновата я сама. Объясню по пунктам.
Говоря о выгорании, я писала, кроме всего прочего, о том, как часто разные ученики были нетактичны, как они впивались в мое время ногами и руками, как я работала иногда по 80 часов в неделю и много недель подряд, как я не чувствовала и не видела благодарности, как сыпались претензии и проявления неуважения и т.п.

Какая у всего этого причина, думаете вы?

Раньше я думала, что это все недостаток воспитания людей, вампиризм с их стороны, эгоизм с их, конечно, стороны и т.п. Теперь я понимаю, что единственная причина - это то, что Я (!!!) была неграмотна в профессиональном и жизненном плане.

Грамотность - это владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. И моя область - это общение с людьми, профессия преподавателя, психология и смежные науки. Я читала столько всего: педагогическую психологию и психологическую педагогику, методику... вечно искала пути к решению проблем ученика и достижению его целей. Но мне в голову не приходило, что я должна позаботиться о себе, приготовить себя к нашей сложной профессии.
Я забыла, что есть такое понятие как "ГИГИЕНА ТРУДА", которую врач В.И. Даль определил как "искусство или знание сохранять здоровье,
оберегать его от вреда".
А я делала все, чтобы себя убить профессионально: дозы, в которых присутствовала работа и люди в моей жизни, смертельны, потому что я пошла в работу неподготовленной.

Устроила себе "Чернобыль".

Но незнание не освобождает от отвественности и, тем более, от последствий.
Чего конкретно я не умела и не знала?
- не умела сказать "нет";
- не умела построить свой график и не перерабатывать (ни на день, ни на неделю, ни на месяц, ни на год);
- не знала, как оградить себя от негатива со стороны учеников (трансакционный анализ, самодостаточность, умение абстрагироваться и т.п.);
- не умела заранее спланировать отношения, расставить все точки над i , например, финансовые договоренности (когда я работала репетитором), было в целом стыдно говорить о деньгах;
- не могла эффективно вести беседу.


И еще много-много всего. Я уверена, это должны преподавать в университет: предмет так и должен называться "Гигиена труда преподавателей или учителей" ( ну или, конечно, можно придумать что-то более попсовое и модное, а не такое советское, но главное, чтобы смысл сохранился).

Но у меня такого предмета не было. И этом опять никто не виноват. Своя голова на плечах есть.

Март 2015
Я поняла это, мне стало легче. Ушел страх, страх того, что я не знаю, почему так случилось и что дальше будет.
Я до сих пор не уверена, что будет дальше, но из-за того, что страх и боль от потери любимого дела ушли, и пришло понимание, мне стало спокойно. Пришла светлая мысль в голову, что моим лекарством стала информация, анализ, новые навыки и умения.

И знаете, что? Я еще больше полюбила нашу профессию. Мне вдруг совершенно точно стало понятно, зачем мне туда надо возвращаться: учителя работают, чтобы люди имели возможность сделать выбор, жили максимально счастливо и без страха.

Я не говорю о каком-то диком страхе того, что нас кто-то ударит на улице дубинкой во время прогулки, от этого страха учитель не избавит. Но он может избавить от тупого и хронического страха, от дискомфорта будней.

И, конечно, не один учитель, а все, в разных сферах.
Потому что разное знание дарит ощущение ясности, контроля, комфорта, осознание того, что происходит сейчас и что будет дальше.
- если учителя физики сумеют увлечь ученика, то многим станет менее страшно летать, потому что будут ясны причины турбулентности (и статистику надо почитать);

- знание своих прав, может сэкономить нам уйму времени, когда мы теряем его в разговорах в паспортном столе или какой-то другой инстанции;

- знание основ договорного права, помогает нам сэкономить время и деньги, когда кто-то пытается нас надуть, подсовывая совершенно нелепейший договор;

- знание может спасти нам жизнь или от срока, если наш учитель обществознания работал хорошо, потому что мы будем знать наши права и не соглашаться подписывать разные документы в полиции;

- если у нас есть немного знаний об экономике, то мы не будем думать, что доллар и евро подросли, и для нас не будет сюрпризом то, что цены в магазине - тоже, и это не совпадение;

- если преподаватели математики и экономики будут работать хорошо, то у нас не будет микрофинансирования, которое загоняет людей в угол, убивает и топчет.
Работа каждого учителя в рамках его предмета состоит в том, чтобы его ученики были счастливы , не боялись и не переживали.
Март 2015

Что же касается учителя иностранного языка, то мы и вовсе универсальны. Наш предмет - это язык. Мы можем использовать абсолютно любой материал для того, чтобы "залатать" дыры в знаниях наших учеников. Мы читаем экономические статьи, статьи об экологии, об истории, искусстве и многом другом.

И я только сейчас поняла, что это мне больше всего в работе и нравилось: видеть, что у учеников горят глаза, когда они узнают что-то новое, что сделает их жизнь определенно легче (не сразу, но когда-то точно).

И пусть я люблю французский язык, он только средство. Самое главное - это то, что я делюсь знанием, которое потом трансформируется в минуты, часы счастья и спокойствия.

Осознавая это, я понимаю, что никакая другая профессия мне такого не даст) Надо возвращаться.

У меня все,
Юля





13 августа 2019
Поделиться статьей в Vkontakt
Понравилась статья?